Новые правила работы такси в 2024 году?
С сентября 2023 года в России действуют новые правила работы такси. Что именно изменилось, читайте в блоге.
Самозанятые — законная часть рынка
Одним из главных изменений стало введение самозанятых в правовое поле. Теперь водители могут не оформлять ИП и пользоваться всеми преимуществами упрощенного налогового режима: работать без кассового аппарата, не подавать декларации в налоговую.
Это важно для отрасли. По данным сервиса «Максим», в регионах около 98 % таксистов — самозанятые на личных автомобилях. Речь идет более чем о двух с половиной миллионах человек.
Из них 90 % совмещают перевозку пассажиров с другой занятостью. Именно подработчики выполняют 60 % заказов и снимают пиковые нагрузки. Благодаря им в моменты наибольшего спроса стоимость поездки увеличивается в среднем на 20 %, а не в несколько раз.
«Максим» предлагает легальным перевозчикам сниженную комиссию, преимущество при выборе заказов, бесплатную оклейку автомобиля рекламой сервиса — так комиссия станет еще меньше. Это способ мотивировать их к получению разрешения.
С 2023 года для водителей такси действуют новые правила. Прежде всего перевозчик должен получить разрешение на работу в такси. Закон также предполагает ежедневные медицинские осмотры водителя и техосмотры машины, на практике за исполнением нормы никто не следит. Общественники просят ввести мораторий, пока не появится инфраструктура.
Расскажем обо всем по порядку.
Разрешение на работу в такси
Для получения разрешения необходимо:
– стать самозанятым;
– включить автомобиль в реестр легковых такси;
– получить справку об отсутствии судимости;
– заключить договор с сервисом заказа такси.
Получить все документы можно онлайн. Заявление лучше подать в МФЦ. Если через портал «Госуслуги», понадобится усиленная электронная подпись. Еще подать документы можно лично в уполномоченном органе, например местном минтрансе. Платить пошлину не придется в любом случае.
«Максим» предлагает самозанятым водителям с разрешением и фирменными элементами сервиса на автомобиле комиссию от 5 % — одну из самых низких на рынке.
Плюс изменения в правилах такси касаются внешнего вида автомобилей: по новому закону машины должны быть с шашечками и оранжевым фонарем на крыше.
Другие требования зависят от региона, например определенный цвет. В Ленинградской области пассажиров можно возить только на белом авто с желтой полосой из светоотражающего материала. В Тульской области машины должны быть исключительно желтыми, в Башкортостане — черными, белыми или желтыми. В некоторых субъектах сервис готов компенсировать стоимость переоклейки авто.
Как закон повлияет на отрасль
Еще перед принятием закона «Максим» тестировал новые правила работы в такси в нескольких регионах — оставил доступ к заказам только для водителей с разрешениями. Эксперимент продолжался несколько часов.
В итоге средняя стоимость поездки увеличилась в 10 раз, не удалось выполнить около 98 % заказов. Резко выросла популярность групп, где водители и пассажиры договариваются о поездках. Например, в Чите количество участников буквально за несколько часов скакнуло с двух тысяч до пяти.
Без достаточного количества легальных перевозчиков отрасль либо вернется в девяностые с заказом «от бордюра», либо потеряет массовость: из-за высокой стоимости такси снова станет элитарной услугой.
Поэтому законодательство нужно совершенствовать. С 2023 года новые правила ввели элементы цифрового контроля государства, сделали самозанятых полноправными участниками рынка такси и определили роль агрегаторов.
Теперь для стабильной работы отрасли необходимо применять дифференцированный подход — учитывать существование разных моделей такси и регулировать их деятельность по-разному.
Больше актуальной информации о сфере такси — на сайте taximaxim.ru.